«Крылья Сталинграда»
Памяти летчиков, погибших защищая небо Сталинграда.
Проект «Крылья Сталинграда» разработан и реализуется ВРОО поисково-исследовательское объединение «Уран». В июне 2022 года проект получил поддержку Фонда Президентских грантов. Цель проекта — активизация поисковой работы на местах падения самолетов, проводимой поисковыми отрядами на территории Волгоградской области, обеспечение этой работы данными о советских летчиках и их самолетах. Для этого создается «Объединенная база данных имен погибших летчиков и номеров самолетов».
Реализация проекта начата в 2021 году, а к концу июня 2023 года планируется завершить работу над полным списком летчиков и технического состава авиаполков, погибших в ходе Сталинградской битвы, а также осуществить поисковые работы на местах падения более 10 советских самолетов.
Команда проекта будет рада сотрудничеству с единомышленниками по авиапоиску, а также со всеми, кто обладает информацией о местах падения советских самолетов на территории Волгоградской области и местах захоронения погибших летчиков.

СБ, Суровикинский район

В октябре и ноябре 2023 года команда проекта "Крылья Сталинграда" осуществила несколько выездов к местам падения советских самолетов.
В ходе работ в Суровикинском районе особое внимание было уделено проверке данных об экипаже и локализации места падения самолета СБ, пропавшего в ночь на 3 августа 1942 года.
В ходе полевых работ удалось полностью подтвердить выводы, сделанные ранее. В локализованном месте падения были обнаружены обломки мотора М-103 на одном из которых оказался заветный номер мотора - 023-797. Именно такие моторы устанавливались на бомбардировщиках СБ и именно таким был номер одного из моторов пропавшего в ту августовскую ночь СБ с экипажем: пилот старший лейтенант Шатилов Леонид Павлович - стрелок-бомбардир старший лейтенант Савалей Василий Андреевич - стрелок-радист младший сержант Тонкогласов Александр Иванович.
Номер мотора, в комплекте с найденным в 2001 году орденом "Красной Звезды", принадлежавшем согласно архивным данным, старшему лейтенанту Савалей В.А., позволил отделить учетные номера моторов двух самолетов, пропавших в ту ночь. В документах эти данные приведены без привязки к номерам самолетов и именам экипажей. Теперь нами точно установлены и номера моторов второго СБ с экипажем Петров - Михайлов - Спиридонов поиски которого уже ведутся.

ИЛ-2, Суровикинский район

В июле 2023 года удалось архивную работу с документами сменить на любимую земляную! В ходе разведочного выезда были проведены работы в Суровикинском и Калачевском районах. Отработано место падения советского штурмовика Ил-2. В ходе раскопок из земли был извлечен редуктор мотора АМ-38 с остатками винта ВИШ. На редукторе удалось прочитать номер мотора - ш282465. С помощью коллег авиапоисковиков форума "Тризна" установлен и номер самолета Ил-2 № 1879014 из состава 808 шап 228 шад. На месте падения обнаружены останки летчика. К сожалению, на данный момент точно установить личность летчика не представляется возможным. 1 и 2 августа 1942 года именно в этих местах погибли два летчика 808 шап. Кто из них найден предстоит выяснить в Подольском архиве.

ЛА-5, Среднеахтубинский район

30 мая 2023 года командой проекта "Крылья Сталинграда" на территории Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района начаты работы на месте падения советского самолета Ла-5. Примерное место было показано нам нашим коллегой Сергеем Гончаровым и местными жителями еще зимой. Точное место сдалось не сразу... Но в ходе изучения территории нам удалось обнаружить место, где упал самолет. Большое количество обломков охлаждающих ребер и самих головок цилиндров указывало на то, что самолет был с двигателем воздушного охлаждения, а обнаружение стойки шасси и двух цилиндров подтвердило предположения. что это самолет Ла-5. Подтверждений о нахождении летчика в кабине самолета в момент падения сегодня не найдено. Работаем!

Ил-2 и ПЕ-2, Калачевский и Суровикинский районы

29-30 июля 2022 года в рамках реализации проекта осуществлен первый полевой выезд на места падения советских самолетов. Работы проведены на территории Калачевского и Суровикинского районов Волгоградской области. Исследовано место вынужденной посадки бомбардировщика Пе-2 и место падения штурмовика Ил-2. В настоящее время ведется работа с находками. В выезде приняли участие поисковики отрядов "Уран", "Обелиск", "Горячий снег".

Ил-2 п. Сухановский

С 27 по 30 сентября 2022 года командой участников проекта "Крылья Сталинграда", совместно с поисковиками отрядов "Горячий снег" (ООО "Трансгаз Волгоград"), "Обелиск" (Суровикино) и "Легенда" (г. Нурлат, РТ) проведены поисковые работы на месте падения советского штурмовика Ил-2 близ п. Сухановский Суровикинского района Волгоградской области. Место падения было выявлено в ходе изучения аэрофотосъемки от 2 сентября 1942 года. Раскопки показали, что самолет врезался в землю практически вертикально. Судьба пилота пока остается неизвестной, так как признаков его гибели не обнаружено.
В ходе поисковых работ найдены фрагмент, предположительно, номера двигателя - ХХ2741 и табличка с возможным номером самолета - 8016 производства воронежского авиазавода № 18.
Собранные фрагменты в настоящее время изучаются.
Кроме того, на этой же территории было изучено и занесено в базу данных место падения самолета Пе-2, раскопки которого производились в 80-х годах XX века.

Проект "Крылья Сталинграда" осуществляется с использованием средств Фонд президентских грантов

Ил-2 Светлоярский район

5 сентября закончился очередной выезд к местам падения советских самолетов в Светлоярском районе Волгоградской области. Были произведены раскопки самолетов Ил-2 и Як-1. В полевом выезде приняла участие команда проекта "Крылья Сталинграда" и руководители поискового отряда "Южный рубеж" - всего 9 человек.
Раскопки места падения штурмовика Ил-2 выявили большое количество обломков - фрагменты бронекорпуса, стойка шасси, фрагменты двигателя и приборов. Останков летчика обнаружено не было, однако были найдены элементы парашютной системы, а это говорит о том, что летчик погиб вместе с машиной. Теперь предстоит установить - когда и где он был похоронен.
Исследование места падения самолета Як-1 было начато весной 2015 года. Тогда были обнаружены фрагменты самолета и останки летчика. Находок, позволяющих идентифицировать личность летчика и самолет, не было. Прошедший выезд позволил получить информацию, которая позволит установить имя летчика - был найден частично сохранившийся номер двигателя "3-30..." и табличка "Неизвестный летчик" на индивидуальном захоронении в п. Привольное будет заменена на персональную.
Возможно, что и собранные фрагменты самолетов при отмывке и изучении дадут дополнительную информацию.

Проект "Крылья Сталинграда" реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Ил - 2 п.Донской
23 октября 2022 года участники проекта "Крылья Сталинграда", совместно с бойцами поискового отряда "Волга" ВРМОО "Поиск", провели полевой выезд к месту падения советского штурмовика Ил-2 в Городищенском районе Волгоградской области. Это уже шестой самолет Ил-2, место падения которого исследовано участниками проекта в 2022 году. Место было найдено благодаря информации, полученной от нашего коллеги-поисковика Марата из Республики Татарстан. Большое за это спасибо!
На данный момент ясно, что летчик в момент падения находился в самолете-обнаружено вытяжное кольцо парашюта. Кроме того, определен завод-производитель самолета - завод № 1.
В настоящее время находки очищаются от слоев илистой почвы.